Переориентация на рынке уже происходит. Несколько месяцев Россия активно наращивает поставки нефти в Индию и Китай. Однако перспективы этих направлений туманны, предупреждает партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Он сомневается, что Россия сможет конкурировать за рынок Индии с Саудовской Аравией и Ираком — банально из-за логистики.
А поставки в Китай ограничены технологически, поясняет эксперт: «Если уровень поставок превысит 83 млн т, то начнутся трудности с доставкой, нефть будет не на чем отправлять. Основная нагрузка ляжет на трубопровод "Восточная Сибирь — Тихий океан". Это отправки через тихоокеанские порты, небольшие объемы Сахалина, еще есть нефтепровод, который идет через территорию Казахстана. Все эти маршруты работают на полную мощность, и увеличить ее уже нет возможности».
Конечно, остается морской путь. Но балтийские порты не рассчитаны на крупнотонажные океанские танкеры, да и их количество у России ограничено. Но именно за этим способом доставки — будущее, уверен заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков. По его словам, рынок очень быстро адаптируется. Если в феврале 2/3 всех поставок российской нефти шли в Европу, то уже в июне такая же доля отправилась на Восток. Вопрос возникнет лишь в издержках, которые вырастут, как для России, так и для Запада.
К примеру, если раньше российская нефть шла в Роттердам шесть-семь дней, то доставка в Индию требует примерно в семь раз больше времени, отмечает Юрий Барсуков. «Будут использоваться старые суда, меньше танкеров пойдет на утилизацию, будут активно строиться новые. Чтобы этот процесс пошел активно, нужно, чтобы ставки фрахта были высокими какое-то время. Сложно оценить издержки. Вопрос, как рынок на это будет реагировать? Скорее всего, учитывая ситуацию, убытки просто заложат в цену, по крайней мере в 2022 году. Но это именно то, на что опирается Вашингтон, предлагая ввести потолок на российскую нефть», - говорит он.
После того, как Россия начала военные действия на Украине, западные компании отказываются фрахтовать и страховать российские суда. Однако гипотетически выход из ситуации существует. Это же касается и дефицита танкеров, добавляет Юрий Барсуков: «Скорее всего, российские компании купят суда с рынка. Какое-то их количество застрахуют в российской юрисдикции или в дружественной. Покупать наше топливо могут и те страны, у которых есть свои танкеры. Понятно, что второй вариант сделки менее выгодный, потому что, если у вас было 10 покупателей, а осталось три, то понятно, что оставшиеся захотят скидку. Думаю, что экономические факторы будут стимулировать и российские компании, и государство к тому, чтобы значительная часть нефти привозилась российским флотом или, по крайней мере, подконтрольным Москве».
Ожидается, что с 31 декабря начнет действовать эмбарго Евросоюза на российскую нефть, в феврале 2023 года — на нефтепродукты. Кроме того, США намерены ввести потолок цен для российских компаний. И гипотетически это может сыграть на руку Китаю и Индии, которые запросят дополнительные скидки у России, добавляет независимый эксперт на рынке энергетики Дмитрий Лютягин: «В начале конфликта скидки доходили до $25-35 за баррель. Когда произошла переориентация, определенные объемы ближневосточной нефти отправились на европейский рынок. При этом дисконты снизились до 10-8% — это негативный фактор для российской нефти, которая продолжает входить в азиатский регион. Когда будет вводиться потолок цен, это станет рычагом к тому, чтобы получить дополнительную скидку».
Компания RusEnergy ожидает, что при пессимистичном сценарии санкции могут лишить Россию до половины всего экспорта. Насколько Москва сможет переориентироваться на азиатский рынок, станет понятно после того, как заработает европейское эмбарго. Тем не менее ЕС нацелен сокращать зависимость от российских углеводородов. А это вынудит отечественные компании снижать добычу нефти. И, судя по всему, перспектива эта пусть и отдаленная, но неизбежная.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5480084